TQM: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОНЯТИЯ

Перейти вниз

TQM: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОНЯТИЯ

Сообщение автор Admin в Вт Фев 25 2014, 20:00

Вовк В. Н., к.э.н., доц.
НУВХП, Ровно


TQM: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОНЯТИЯ

Аннотация: исследована трактовка понятия TQM в современном понимании, а также какие исторические предпосылки этому способствовали
Annotation: the interpretation of TQM concept in modern sense was investigated, as well as its promoting historical background
Во все времена производители стремились производить такие продукты, которые не имели бы конкуренции на рынке. Для этого они постоянно пребывали в поиске новых методов и технологий, которые позволили бы завоевать мировой рынок. Такие поиски привели к созданию нового метода, предусматривающего непрерывное повышение качества организационных процессов, производства и послепродажного обслуживания. Этот метод получил название "комплексное (общее) управление качеством" (TQM - Total Quality Management).
Детальное трактование акронима TQM выглядит следующим образом:
– Total (комплексный, общий, всеобъемлющий) – указывает на то, что качество распространяется на всех уровнях управления предприятием, оно касается каждого работника как среди производственного персонала, так и среди работников административно-управленческого персонала;
– Quality (качество) – удовлетворение идентифицированных потребностей и требований пользователей, производителей, стандартов;
– Management (управление) – безусловное принятие требований параметров качества в процессе разработки управленческих решений, а также при осуществлении всех управленческих функций и задач предприятия для достижения им первоочередной цели.
Анализ развития TQM позволяет выявить различные подходы в названиях этого метода, а также установить, чем же фактически была первая система управления и какими характерными чертами она была наделена.
Изначально применялся статистический подход к контролю качества, который получил название "статистический контроль качества" (SQC) [1]. Методы, характерные для него, были предметом обучений в Японии, где в дальнейшем происходила трансформация узкого понимания понятия контроля в идею концепции. В связи с этим, английское выражение "контроль качества (quality control)" было переведено на японский язык как "hinshitsu kanri". Однако, в японском языке слово "kanri" одновременно означает и контроль, и управление.
Стремясь подчеркнуть масштабность подхода в исследовании вопросов качества, к новообразовавшемуся термину добавили слово "комплексный", что и сформировало понятие "комплексный контроль качества (TQC)".
Именно это понятие в 1960 году впервые использовал А.В. Фейгенбаум, дефинировав его как эффективную систему интеграции деятельности, направленную на обеспечение развития качества на различных участках функционирования предприятия, а также сохранение этого качества и дальнейшее его улучшение как на производственных предприятиях, так и на предприятиях сферы услуг, имеющих за цель удовлетворение потребностей клиентов [2]. Однако, японские менеджеры воспринимали это определение как TQM. В 1968 году во время VII симпозиума контроля качества, организованного японским союзом ученых и инженеров (JUSE), была сделана попытка разделить эти 2 понятия.
Расхождения между смысловым наполнением понятий "комплексный контроль качества (TQC)" и "комплексное управление качеством (TQM)" дополнили ученые А.Р. Мартинез-Лоренте, Ф. Дьюхерст и Б.Г. Дейл (англ. A.R. Martínez-Lorente, F. Dewhurst i B.G. Dale), которые доказали, что разница заключается в способе восприятия роли работников. По их мнению, А.В. Фейгенбаум рассматривал контроль качества через группу специалистов-руководителей, тогда как японцы трактовали его как обязанность каждого работника. Кроме того, замена слова "контроль" словом "менеджмент" возникла в результате изменения способа размышления о качестве, которое следует не только контролировать, но и влиять на него, т.е. управлять им. Контроль же предлагает исключительно осуществление процесса надзора над работниками, чего с точки зрения TQM быть не должно согласно понимания сущности японского слова "kanri" [3].
Таким образом, учитывая историческое развитие этой концепции, можно утверждать, что термин "TQM" возник в Японии на рубеже 70-80-х годов ХХ века. Этим термином обозначалось первое комплексное формирование системы управления, в котором использовались соответствующие методы. Ныне термин TQM трактуется JUSE как набор систематических мероприятий, осуществляемых в рамках всей организации, с целью эффективного достижения целей компании путем предоставления продукции и услуг с уровнем качества, удовлетворяющим клиентов, при этом в нужное время и по обусловленным ценам [4].

Список использованных источников: 1. Marek Ćwiklicki, Hubert Obora. Wprowadzenie do metod TQM. – Wydawnictwo Uniwersytetu Ekonomicznego w Krakowie. – Kraków, 2011. – S. 8. 2. Hoshin Kanri: Policy deployment for successful TQM / Edited by Y.Akao. – Productivity Press. – Cambridge. – 1991. – P.3. 3. Martínez-Lorente A.R., Dewhurst F.W. & Dale B.G. Total Quality Management: Origins and Evolution of the Term. – "The TQM Magazine", 1998. – Vol 10. – No.5. – P. 383. 4. The Deming Prize Guide. – The Deming Prize Committee Union of Japanese Scientists and Engineers, JUSE. – 2010, http://www.juse.or.jp/e/deming/index_01.html [22.08.2012]



Регистрационная форма участника конференции

Фамилия Вовк
Имя Виктория
Отчество Николаевна
Должность доцент кафедры учета и аудита
Ученая степень, звание кандидат экономических наук, доцент
Организация (полное название) Национальный университет водного хозяйства и природопользования
Адрес организации 33028, Украина, г. Ровно, ул. Соборная 11
Адрес для отправки тезисов 33005, Украина , г. Ровно, ул. Телиги 21/23
Е-mail vicnikka@mail.ru
Название доклада TQM: история возникновения понятия
Тематическое направление работы Управление качеством и безопасностью товаров и услуг
Название конференции Современное материаловедение и товароведение: теория, практика, образование
На каком языке подготовлен доклад русский
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 129
Дата регистрации : 2014-02-25

Посмотреть профиль http://materialtovarzn.ukrainianforum.net

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения