ЭКСПЕРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ АККРЕДИТАЦИИ

Перейти вниз

ЭКСПЕРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ АККРЕДИТАЦИИ

Сообщение автор Admin в Вт Фев 25 2014, 20:01

Аношкина Е.А.
Центр экспертизы НУЦ «Контроль и диагностика», г. Москва


ЭКСПЕРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ АККРЕДИТАЦИИ

В целях повышения эффективности государственного управления в сфере аккредитации 24 января 2011 года вступил в силу Указ Президента Российской Федерации № 86 «О единой национальной системе аккредитации».
Одним из структурных элементов системы аккредитации в области единства средств измерений являются экспертные организации, которые выполняют следующие работы:
 определение технической компетентности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (заявителей) на лапе проведения метрологической экспертизы комплектов документов, представляемых заявителями в целях аккредитации в области единства измерений;
 систематизация практической деятельности экспертов.
Именно экспертные организации, имеющие в своем распоряжении экспертов по аккредитации, технических экспертов, экспериментальную и материальную базу, актуализированный фонд нормативных и методических документов и др., занимают центральное место в системе аккредитации и области единства измерений. По поручению органа но аккредитации экспертные организации выполняют наиболее квалифицированные и трудоемкие работы, связанные с проведением метрологической экспертизы в целях определения соответствия заявителя критериям аккредитации в области единства измерений. Для этого эксперты экспертных организаций:
• определяют соответствие процедур менеджмента качества на виды метрологических работ, изложенных в Руководстве по качеству, требованиям международных, российских документов Государственной системы единства измерений и др. [1-3], оценивают возможность реализации изложенных процедур в условиях предприятия, их логичность и гармонизацию с системой менеджмента качества организации;
• проводят экспертизу технических форм Руководств по качеству, Паспортов метрологического обеспечения и др.;
• определяют технические возможности заявителя выполнять работы в заявленной области аккредитации с учетом наличия, состояния и достаточности эталонов единиц величин соответствующих разрядов, определенных государственными поверочными схемами, средств измерений. испытательного и вспомогательного оборудования, специальной и технической оснастки, экспериментальной и материальной базы, в том числе для апробации методик (методов) измерений при их аттестации, специальных подвижных лабораторий измерительной техники, средств транспортировки и др.:
• проводят оценку фонда нормативных и методических документов, в том числе применяемых методик (методов) поверки (измерений), правильности их выбора и легитимности их замены, технической возможности выполнения метрологических операций по видам работ в соответствии с требованиями нормативных и методических документов;
• определяют наличие, состояние и достаточность технически компетентного персонала;
• анализируют характеристики помещений, их достаточность и приспособленность для выполнения видов метрологических работ, состояние работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Данные работы осуществляются экспертами по аккредитации, техническими экспертами, входящими в состав государственных региональных центров метрологии (ГРЦМ) и государственных научных метрологических институтов Росстандарта, выполняющих функции экспертной организации.
На этапе метрологической экспертизы проводится практически вся «черновая» работа но рассмотрению представленной заявителем документации. Результатом этой деятельности является экспертное заключение о технической компетентности заявителя на выполнение видов метрологических работ в рамках определенной области аккредитации. Экспертное заключение — это основа для работы экспертов па этапе проверки информации, изложенной в заявке, и ее соответствия требованиям документов, регламентирующих деятельность в заявленных видах метрологических работ. Комиссии, проводящие указанную проверку по месту расположения юридического лица или индивидуального предпринимателя, опираются на результаты метрологической экспертизы (экспертное заключение) [4,5].
Объединение экспертов в экспертные организации (что в настоящее время и сделано в области единства измерений) позволило с максимальной эффективностью:
 использовать потенциал всего персонала экспертной организации;
 проводить выбор специалистов иди группы специалистов, способных наилучшим образом выполнить работу по оцениванию конкретного заявителя;
 обеспечить экспертов всеми необходимыми для этого ресурсами (актуализированный фонд нормативных и методических документов, методические разработки, экспериментальная, эталонная и материальная база для проведения экспериментальной проверки технической компетентности, апробации методик (методов) измерений, испытаний и др.).
Кроме того, нельзя недооценивать такой фактор как «коллективный разум», позволяющий оперативно разрешать сложные ситуации, с которыми приходится сталкиваться экспертам в ежедневной работе.
Все указанные факторы обеспечивают условия для качественного проведения метрологической экспертизы, которые практически невозможно достичь экспертам, работающим изолированно.
В настоящее время в рамках системы аккредитации в области единства измерений функции экспертных организаций выполняют неоправданно большое количество организаций, многие из которых имеют по одному, два эксперта. В целях систематизации практической деятельности экспертов при проведении работ по метрологической экспертизе документов (на все виды метрологических работ в области единства измерений, подлежащих государственному регулированию) необходимо централизовать деятельность экспертных организаций и рамках федеральных округов РФ. Статус экспертной организации федерального округа РФ следует закрепить за организацией, имеющей наибольший в регионе положительный опыт проведения указанных работ. Обязательными требованиями к экспертной организации должны быть:
 достаточное количество аттестованных экспертов по аккредитации, технических экспертов;
 наличие актуализированного фонда нормативных и методических документов, в том числе применяемых методик (методов) поверки (измерении);
 наличие современной экспериментальной, эталонной, испытательной и материальной базы для проведения экспериментальной проверки технической компетентности, апробации методик (методов) измерений и испытаний и др.
В целях рационального использования имеющихся в федеральном округе экспертов предоставить право экспертной организации федерального округа привлекать (при необходимое пи экспертов из других организаций в рамках проведения работы по метрологической экспертизе материалов аккредитации.
В соответствии со ст. 14 п. 2 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (№ 102-ФЗ) обязательная метрологическая экспертиза проводится аккредитованными организациями. В настоящее время все головные экспертные организации федеральных округов уже аккредитованы на проведение метрологической экспертизы. Указ Президента РФ от 24.01.2011 г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации» и постановление Правительства РФ от 17.10.2011 № 845 «О Федеральной службе по аккредитации» подтвердили необходимость аккредитации экспертных организаций.
Для реализации требований указанных выше документов необходимо расширить имеющиеся области аккредитации экспертных организаций федеральных округов в части проведения обязательной метрологической экспертизы объектов аккредитации (материалы, представляемые заявителями в целях аккредитации) [5-7].
Принятый Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. N 338-ФЗ "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений"" в Статье 2 говорится В части 8 статьи 21 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2011, N 30, ст. 4590) слова "и в информации о параметрах вращения Земли" заменить словами ", в информации о параметрах вращения Земли и точном значении московского времени и календарной дате". В ФЗ «О внесении изменений и федеральный закон «Об обеспечении единства измерений», в котором предложено:
 часть 2 ст. 14 изложить в следующей редакции: "Обязательная метрологическая экспертиза стандартов, проектной, конструкторской, технологической документации, документации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подтверждающей их компетентность на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерении, а также других объектов проводится в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Указанную экспертизу проводят аккредитованные в установленном порядке на проведение метрологической экспертизы юридические лица и индивидуальные предприниматели»;
 часть I ст. 19 изложить в следующей редакции: «Обязательная метрологическая экспертиза стандартов, проектной, конструкторской, технологической документации, документации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подтверждающей их компетентность на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерении, а также других объектов проводится в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
Это не фундаментальные изменения. Введение понятия «обязательная метрологическая экспертиза документации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подтверждающей их компетентность на выполнение работ и (или) оказание услуг в области ОЕИ» не противоречит требованиям действующего 102-ФЗ, а лишь конкретизирует уже введенное указанным законом понятие «обязательная метрологическая экспертиза объектов...». В данном случае под «объектом» понимается объект обязательной метрологической экспертизы, которым в контексте предложений является документация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. подтверждающая их компетентность на выполнение работ и (или) оказание услуг в области единства измерений.
Данное предложение возникло не само по себе. Правительством РФ утверждено "Положение о Федеральной службе по аккредитации» (постановление Правительства РФ № 845), в котором прослеживается структура системы, состоящая из Центрального аппарата Федеральной службы по аккредитации, территориальных органов, экспертов и экспертных организаций. Таким образом, назначение и место экспертных организаций в системе аккредитации в области единства измерений уже определено. «Федеральная служба по аккредитации осуществляет аккредитацию экспертов и экспертных организации, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти, в частности: для аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ и (или) оказания услуг в области обеспечения единства измерений...».
Таким образом, метрологическую экспертизу документации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подтверждающей их компетентность па выполнение работ и (или) оказание услуг в области единства измерений, должны проводить только аккредитованные на это эксперты и экспертные организации. Предоставление указанных полномочий экспертным организациям предлагается реализовать через процедуру аккредитации на право проведения обязательной метрологической экспертизы. Это позволит исключить двоякую трактовку уже имеющихся положений 102-ФЗ.
Для того, чтобы максимально соблюсти принципы аккредитации и исключить элемент неоправданного регулирования, целесообразно, чтобы заявитель сам выбирал экспертную организацию из числа аккредитованных. Причем работы по обязательной метрологической экспертизе должны выполняться до момента подачи заявления в орган по аккредитации. Это позволит минимизировать временные потери и сократить сроки проведения аккредитации. Аналогичная схема успешно зарекомендовала себя при проведении paбот по испытаниям стандартных образцов и средств измерений в целях утверждения типа.
Кроме того, целесообразно с точки зрения системности изложения документа и конкретизации наименования выполняемых работ скорректировать формулировку части 2 ст. 18 102-ФЗ следующим образом: «Выполняющие калибровку средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели в добровольном порядке могут быть аккредитованы на осуществление калибровки средств измерений».
Вместе с тем из 102-ФЗ необходимо исключить п. 10 ст. 25, так как проведение метрологической экспертизы документации юридических лип и индивидуальных предпринимателей осуществляется техническими экспертами и экспертами по аккредитации и в соответствии со ст. 26 102-ФЗ оплачивается заявителями. Эксперты по аккредитации из состава Центрального аппаратa Федеральной службы по аккредитации, а также территориальных органов являются государственными служащими и содержатся за счет бюджета.
Предложенная схема проведения обязательной метрологической экспертизы документации юридических лип и индивидуальных предпринимателей, подтверждающей их компетентность на выполнение работ и (или) оказание услуг в области единства измерений (объектов аккредитации в области единства измерений):
 не требует дополнительных бюджетных ассигнований;
 позволяет эффективно функционировать системе аккредитации в области единства измерений без привязки к конкретному федеральному органу исполнительной власти, выполняющему функции аккредитующего органа;
 не вызывает отторжения у заявителей.
Создать действующую систему аккредитации в области единства измерений можно только с опорой на профессионалов.

Список использованных источников: 1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17000-2009 «Оценка соответствия. Словарь и общие принципы». 2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий. 3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008 Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия. 4 .Федеральный закон от 26. 06.2008 № 102 (с изменениями) «Об обеспечении единства измерений». 5. Договоренность о взаимном признании национальных эталонов и сертификатов калибровки и измерений, выдаваемых национальными метрологическими институтами. Законодательная и прикладная метрология. 2009. № 3. С. 3-12. 6. Исаев Л.К., Кононогов С.А., Комиссаров С.В. О новых направлениях работ Международной Организации Законодательной Метрологии (МОМЗ) по результатам 46-го заседания Международного Комитета Законодательной Метрологии (МКЗМ). Законодательная и прикладная метрология. 2012. № 1. С. 8-10. 7. Бондаренко В.А., Чичерин В.П. В государственном метрологическом менеджменте – истина дороже. Законодательная и прикладная метрология. 2011. – № 2. – С. 2-3.
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 129
Дата регистрации : 2014-02-25

Посмотреть профиль http://materialtovarzn.ukrainianforum.net

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения