КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Перейти вниз

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Сообщение автор Admin в Вт Фев 25 2014, 20:06

Шалаев В.А., к.физ.-мат.н., доц.; Панченко В.Г., к.х.н., доц.; Адонина Н.В.; Бабакишиева Е.Н.; Тимофийчук О.А.
ХНУ им. В.Н. Каразина, г. Харьков


КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Основная задача высшей школы – подготовка высококвалифицированных специалистов для различных сфер экономики, культуры, науки "согласно с государственным заказом и договорными обязательствами; обогащение научной картины мира путем взаимосвязанных фундаментальных научных исследований человека, общества, природы и внедрение полученных знаний в эффективные технологии материального и духовного развития; сохранение, распространение и развитие непроминальных ценностей украинской и мировой культуры, содействие духовному развитию общества и человека" [1, стр. 2]. Одной из главных задач университета для достижения этой цели является: "осуществление образовательной деятельности определенного направления обеспечивающей создание совместных с иностранными партнерами научных центров, институтов, других объединений для осуществления образовательных и научно-исследовательских программ с выдачей студентам, аспирантам и докторантам соответствующих документов об образовании" [1, стр.3]. Согласно Уставу университета подготовительный факультет Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина готовит иностранных граждан для осуществления их стремления получения дальнейшего образования в классических университетах.
Для иностранных граждан подготовительного факультета после четырехнедельного обучения русскому языку отработана система поэтапного ввода естественных дисциплин. На пятой неделе обучения вводятся занятия по математике, на шестой – по физике, на седьмой – по химии, на восьмой – по биологии. Учебные группы формируются по мере прибытия иностранных граждан на факультет, поэтому они, как правило, по составу интернациональные и по уровню базовых знаний по естественным наукам не однородны, о чем свидетельствуют результаты стартового контроля. К моменту ввода математики, физики, химии и биологии студенты группы имеют и различные уровни подготовки по русскому языку. На занятиях по математике, физике и химии складывается такая своеобразная ситуация, когда задачей познавательной деятельности студентов является освоение содержательной стороны учебной дисциплины и ее языкового оформления – лексики и грамматических конструкций, характерных для языка этой науки. Поэтому проблема комплексного подхода преподавания естественных наук в процессе адаптации иностранных студентов на начальном этапе является актуальной.
Введение математики после получения начальных знаний по русскому языку позволяет иностранным студентам не только получать базовые математические знания, но и правильно произносить русские названия цифр, математических действий (сложения, вычитания, умножения, деления), решения математических уравнений, сложение и вычитание дробных цифр, извлечение корней, возведение в степени, знать и уметь объяснять свойства интегралов и производных, степенных и логарифмических функций. Введение физики и химии на шестой и седьмой неделях обучения создает потребность студентов в использовании полученных математических знаний при решении физических и химических задач параллельно с изучением физической и химической терминологии на русском языке. Например, при изучении темы «Химическая кинетика» используются лексика и знания студентов с курса физики «Кинематика», а также математические знания по пределам и производным (для определения истинной скорости химической реакции и мгновенной скорости неравномерного движения). Или, например, химическую тему «рН и гидролиз» невозможно объяснить, и тем более решать задачи, без знаний студентами лексики на русском языке по степенным и логарифмическим функциям. Введение биологии дает возможность студентам не только изучать общие закономерности строения и функций систем органов и организма человека, основные положения физиологии человека, гигиены и сохранения здоровья, а также базовые понятия цитологии и гистологии, но и усваивать русскоязычную биологическую лексику. Кроме того, студенты медико-биологического профиля могут оперировать знаниями, полученными на занятиях по химии (рН среды, состав и строение аминокислот, белков, нуклеиновых кислот, жиров, углеводов и т.д.), для объяснения механизмов биохимических реакций, обмена веществ.
Таким образом, преподавание естественнонаучных дисциплин для иностранных студентов на подготовительном факультете при подготовке их к обучению в высшей школе проводится в строгом согласовании предметных программ и с использованием межпредметной координации.

Список використаних джерел: 1 Статут Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна, прийнятий конференцією трудового колективу 24 грудня 2010 року (протокол № 3). – 31 с.
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 129
Дата регистрации : 2014-02-25

Посмотреть профиль http://materialtovarzn.ukrainianforum.net

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения