КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ИХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА

Перейти вниз

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ИХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА

Сообщение автор Admin в Вт Фев 25 2014, 18:23

Джабборов А.И., доц.; Турсунов Х.М.
ТГУК, г. Душанбе


КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ИХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА

Автомобиль является самым массовым транспортным средством в мире. Для того чтобы каждая машина нашла своего покупателя автомобильные компании вынуждены постоянно совершенствовать конструкцию автомобиля и его потребительские свойства. Появляются современные модели, разрабатываются и внедряются новые системы автомобиля. Поэтому актуальной задачей является систематизация информации о конструктивных особенностях современных автомобилей и об основных группах их потребительских свойств.
Легковой автомобиль имеет такие основные узлы: двигатель, систему питания, силовую передачу, кузов, электрооборудование и механизмы управления. Двигатель автомобилей может быть четырех тактовый, шестицилиндровый, с раздельной системой смазки. Автомобильные двигатели имеют обычно жидкостное и изредка воздушное охлаждение. Система питания двигателя автомобиля подобна системе питания мотоцикла. Силовая передача передает вращающий момент от коленного вала двигателя к ведущим колесам. Силовая передача автомобиля состоит из сцепления, коробки передач и карданного вала. Коробка передач пятиступенчатая с возможностью получения заднего хода. В большинстве автомобилей двигатель, сцепление и коробки передач расположены в их передней части – над осью передних колес. Ведущими же являются задние колеса (но не всегда). Поэтому для передачи усилия от коробки передач к "задним колесам" используется длинный карданный вал, который проходит под дном кузова автомобиля. В автомобилях, в которых двигатель расположен над осью задних колес, карданный вал отсутствует, и передача усилий на задние колеса упрощается [1].
Кузов автомобиля служит для размещения водителя, пассажиров и груза, а также для закрепления на нем всех узлов автомобиля. Кузов изготовляется штампованием из тонкой стали. Необходимая стойкость создается за счет изгибов и специальных ребер жесткости. Кузова автомобилей различают нескольких типов: "седан" (с четырьмя боковыми дверями и изолированным багажником с крышкой), "купе" (с двумя боковыми дверями и таким же багажником), "универсал" (с 2-4 боковыми дверями и задними дверями) и др.
Электрооборудованием автомобиля является стартер для запуска двигателя от аккумулятора, а также вентилятор для кузова, электродвигатели для щеток стеклоочистителя. Возможно подключение радиоприемника или магнитофона. Механизмы управления автомобилем расположены перед водителем: рулевое колесо, педали для ног, рычаги и кнопки на передней панели. Основные механизмы управления располагаются в разнообразных автомобилях однотипно.



Рисунок 1 – Общая схема строения автомобиля BMW-523і

Потребительские свойства автомобилей, в том числе легковых, разделяют на четыре группы: функциональные, эргономичные, эстетические и надежность. В особенную группу выделяют свойства безопасности, которые регламентируются сертификацией и являются обязательными для выполнения всеми производителями АТС.
К функциональным свойствам автомобилей принадлежат управляемость и возможность достижения максимально допустимой скорости, проходимость, маневренность, приспособленность к запуску в холодный сезон, пассажировместимость, приспособленность к перевозке крупногабаритных грузов [2].
Управляемость и возможность достижения допустимой скорости – свойства автомобиля, подобные аналогичным свойствам мототранспорта, и зависят от тех же факторов, главным из них является мощность двигателя. Проходимость автомобиля зависит от мощности двигателя, числа оборотов, при котором эта мощность достигается, величины дорожного просвета, базы и ширины колес, числа ведущих колес, диаметра колес, ширины протектора и глубины его рисунка. Существенное увеличение проходимости автомобиля достигается в том случае, если он имеет ведущие и задние, и передние колеса благодаря так называемому переднему ведущему мосту. При движении в жестких дорожных условиях водитель может подать вращающий момент от коробки передач не только к задним, но и к передним колесам [3].
Маневренность – это возможность автомобиля разворачиваться в узких местах. Этот показатель особенно важен при заезде на стоянку, гараж, при крутых поворотах. Показателем маневренности является величина радиуса наиболее крутого поворота (м), который может осуществить автомобиль. Зависит радиус поворота от базы автомобиля и особенностей рулевого управления. У легковых автомобилей радиус поворота составляет 5-6 м.
Пассажировместимость определяет количество людей, включая водителя, которые одновременно могут ехать в автомобиле длительное время. Зависит пассажировместимость от числа посадочных мест (4-7 человек), комфортабельность езды связана с увеличением удобства для водителя и пассажиров. Удобная конструкция сидений, хорошо продуманные и расположенные размеры дверей, создания благоприятного климата автомобиля, улучшение обзора и освещения, средства связи и информации создают комфорт для потребителей.
Пробег на полной заправке бензобака зависит от вместимости бака (л) и эксплуатационной затраты топлива на 100 км пути. Вместимость бензобака современных автомобилей составляет 30-60 л, что при эксплуатационной затрате топлива 6-8 л/100 км достаточно для пробега 400 км-800 км.
Эргономичные свойства характеризуют удобство и комфорт потребления или эксплуатации товара на всех этапах в системе "человек – товар – среда". К эргономичным свойствам автомобилей принадлежат: комфортабельность езды, удобство управления, безопасность езды, удобство ухода.
Эстетические свойства показывают в чувственно-восприимчивых признаках формы общественную ценность и социально-культурную значимость товара и удовлетворяют эстетические потребности человека. Эстетические свойства автомобилей включают информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения.
Надежность – совокупность свойств, от которых зависит выполнение всех рабочих функций при обеспечении установленных показателей в течение амортизационного пробега или его характерной части (межобзорные и межремонтные пробеги). На надежность транспортных средств влияют эксплуатационные условия своевременного и полного возобновления (ремонта) конструкции.
Следует отметить, что сегодня требования к основным конструктивным элементам автомробилей, потребительским свойствам и показателям, что их характеризуют, регламентируются нормативными документами [4], а также методическими материалами, инструкциями, типичными нормами и т. п. [5, 6].
Таким образом, современный легковой автомобиль – это достаточно сложная система сочетания основных конструктивных узлов, каждый из которых в свою очередь обеспечивает определенный комплекс потребительских свойств, присущих той или другой модели. Значительное количество нормативных, методических документов, инструкций, типичных норм в полном объеме регламентируют требования к автомобилям и тем же обеспечивают безопасную их эксплуатацию. По изложенным выше материалам в дальнейшем будет рассмотрено техническое состояние автомобиля, конструктивные особенности, комплектность, внутреннее и внешнее состояние.

Список использованных источников:
1. Потребительские свойства легковых автомобилей [Электронный ресурс] // Разные непродовольственные товары: Режим доступа: http://www.znaytovar.ru/s/Potrebitelskie-svojstva-legko.html.
2. Автотранспортные средства. Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей [Электронный ресурс] // Учебный материал: Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-372519.html.
3. Функциональные свойства транспортных средств [Электронный ресурс] // Контроль качества товаров: Режим доступа: http://www.znaytovar.ru/s/Funkcionalnye-svojstva-transp.html.
4. Шины пневматические. Конструкция. Термины и определения [Текст] : ГОСТ 22374-77. – Введ. 1978-01-01. – М.. : Изд-во стандартов, 2010. – 43 с. – (Межгосударственный стандарт).
5. Конструкция и свойства автомобиля [Электронный ресурс] // Справочник автомобилиста. Автомобили. Конструкция и элементы расчёта. – Режим доступа: http://pegasus-auto.com/vahlamov/1/konstruk0.htm. 6. Сборник нормативов трудоемкости на техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. Часть III. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей АЗЛК и ИЖ. РД 37.009.027-93[Электронный ресурс] // Информационно правовой портал. – Режим доступа: http://bestpravo.ru/rossijskoje/qk-instrukcii/i1p/page-18.htm
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 129
Дата регистрации : 2014-02-25

Посмотреть профиль http://materialtovarzn.ukrainianforum.net

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения